Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима — его образы всегда приводили в восторг и коллег, и публику. Гримируясь, Шаляпин задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством.
Вспоминая о первом выступлении в роли Мефистофеля в Ла Скала, Шаляпин писал: "Когда я вышел на сцену, одетый в свой костюм и загримированный, это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг".
Шаляпин умудрялся "гримировать" не только себя. Как-то, играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке "Дон Кихота" решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина и ее "загримировали". Художник театра под руководством актера превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра.
Именно Федор Шаляпин считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, который мы теперь имеем в виду, говоря об этой профессии.